забывание


забывание
        ЗАБЫВАНИЕ — понятие, обозначающее отдельный блок мнемической системы. На процесс 3. влияет модальность заученного материала (образный, вербальный и т.д.), его осмысленность и привычность, а также цели, интересы, мотивы и знания индивида. Прочность хранения информации зависит от стратегий, используемых при заучивании материала, от режима «сохранения», который определяет, в частности, и воздействие интерференции. Выделяют два вида интерференции: ретроградную, или ретроактивную, и антероградную, или проактивную. Ретроградная интерференция проявляется в том, что одна информация оказывает мешающее воздействие на переработку другой информации, поступившей до появления интерферирующего сигнала. Проактивная интерференция проявляется в том, что одна информация мешает переработке другой, следующей после интерферирующего сигнала.
        Иногда результаты блока 3. используются для оценки продуктивности работы блока хранения. Знаменитая кривая «3.», построенная Г. Эббингаузом в результате исследования заучивания бессмысленного материала, фактически была кривой «сохранения», полученной методом сбережения в парадигме повторного доучивания.
        В настоящее время разработаны модели, описывающие консолидацию следа и 3. Считается, что след имеет два свойства: силу и уязвимость. Сила определяет вероятность припоминания и подвержена интерференции. Уязвимость характеризует «хрупкость» следа; она спонтанно уменьшается во времени. Различают две формы 3.: обратимую и необратимую. Обратимая форма интерпретируется как недоступность следа вследствие неадекватного контекста. Иллюстрацией обратимой формы 3. является амнезия, наступающая после шокового воздействия, которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Полагают, что причиной 3. в этом случае является не нарушение консолидации следа, а трудность припоминания. Доказательством могут служить данные о том, что возбуждающие наркотики могут частично снять амнезию, т.к. шоковое воздействие нарушает не сами следы, а доступ к ним. Необратимая форма 3. является проявлением «хрупкости» следа в результате его «уязвления».
        Динамика 3. зависит от функционального состояния. Клинические исследования доказывают, что люди в состоянии депрессии «быстрее» забывают по сравнению с людьми в «оптимальном» психическом состоянии. Выявлена также зависимость воспроизведения (3.) от эмоционального состояния. Известно, что оптимальным для воспроизведения является ситуация, при которой воспроизведение происходит при «таком же» уровне возбуждения, при котором происходило заучивание.
        Особый раздел составляет 3. собственных действий и намерений (феномен Зейгарник).
        Т.А. Ребеко
        Лит.: Солсо Р. Когнитивная психология. М., 2002; Lambert J.-F. Système nerveux et activités mentales. Cours de Psychologie. Structures et activités. Paris, 1995. V. 5. P. 237—395.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "забывание" в других словарях:

  • забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее… …   Психологический словарь

  • ЗАБЫВАНИЕ — вытеснение из памяти намерений, обязанностей, целей. Является, по 3. Фрейду, результатом переживаний или неконтролируемых воздействий из сферы бессознательного, самостоятельно заботящегося о сохранении внутреннего равновесия человека. Если… …   Философская энциклопедия

  • забывание — сущ., кол во синонимов: 1 • оставление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЗАБЫВАНИЕ — ЗАБЫВАНИЕ. 1. Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. 2. Свойство памяти, заключающееся в постепенном уменьшении возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На занятиях по… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Забывание — 1. процесс, имеющий следствием необратимую утрату следов памяти либо преходящую или стойкую неспособность использовать их в умственной деятельности. Имеет неоднородный характер: 1. разрушение нервных структур памяти, вызванное любым… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЗАБЫВАНИЕ — 1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать… …   Толковый словарь по психологии

  • ЗАБЫВАНИЕ — психический процесс, выражающийся в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании, приводящий к утрате четкости закрепленного в памяти учебного материала, к уменьшению объема припоминаемого, в особенности деталей и частностей, и к ошибкам при …   Профессиональное образование. Словарь

  • забывание — užmiršimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Atmintyje laikomos medžiagos, įsisavintų dalykų ir išmoktų veiksmų apimties sumažėjimas, visiškas neatgaminimas arba klaidingas atgaminimas. Užmiršimas – individualios patirties dalinis ar… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • забывание — психический феномен: утрата запечатленной в памяти информации …   Большой медицинский словарь

Книги

Другие книги по запросу «забывание» >>